5 апреля 2018
Игорь Потоцкий: в первую очередь надо определиться с тем, что же такое деловые СМИ

редседатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Игорь Потоцкий принял   участие в проведении IX Всероссийского форума деловых СМИ и церемонии награждения победителей XXIV Всероссийского конкурса журналистов «Экономическое возрождение России», организованных ТПП РФ.

Деловая программа форума включала в себя три секции: «Экономика в редакционной политике современных СМИ», «Правовые риски СМИ: защита деловой репутации, использование изображений, обработка персональных данных», «Визуализация как инструмент информационного продвижения бизнеса» и мастер-класс «Зона ответственности деловых СМИ».

Модерируя секцию форума, посвященную экономике в редакционной политике СМИ, Игорь Потоцкий задал аудитории вопрос: какая она, настоящая экономическая журналистика, сегодня? Вокруг этого и развернулась дискуссия.

Так, по мнению экономиста Леонида Григорьева,  журналистам часто не хватает глубоких экономических знаний и, как следствие, нередко происходит неверная оценка добытых данных. А вот журналист и медиаменеджер Андрей Быстрицкий считает, что границы СМИ и не-СМИ стираются. Раньше СМИ несли некое знание, а сегодня информацию можно получить и другими путями, в тех же социальных сетях. Поэтому шанс на выживание и развитие имеют только высококачественные органы массовой информации.

Журналист и  медиаменеджер  Андрей Галиев считает, что общество находится накануне какого-то перелома, скорей всего, в области именно экономики. Отсюда, по его мнению, появление явного запроса на высококачественную экономическую журналистику. Правда, считает он, монетизировать этот запрос в наше время непросто.

Заместитель директора Центра по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ  Сергей Небренчин уверен, что рост интереса к экономическим СМИ вполне объясним: мир входит в новый экономический уклад. Что касается России, то она укрепляет свой суверенитет, в т.ч. экономический, следовательно, СМИ должны это учитывать. При этом, считает он, содействие развитию бизнеса, прежде всего среднего и малого, становится ключевым.

Дискуссия о СМИ продолжилась в рамках мастер-класса, который вел директор Центра ТПП РФ по связям с общественностью и СМИ Александр Шкирандо. Открывая мастер-класс, он отметил, что количество партнеров конкурса и форума деловых СМИ – выросло. К Палате и Союзу журналистов присоединились: МИА «Россия сегодня», на территории которого эти мероприятия проводятся уже в четвертый раз, и Общественное российское телевидение (ОТР) – с ними ТПП РФ недавно подписала договоры о сотрудничестве.

Тему взаимоотношений власти, бизнеса, общества и о месте СМИ в этом процессе поднял главный редактор региональных программ ОТР Сергей Ломакин. Он напомнил о  печальных событиях в «Зимней вишне» и о первоначальном определенном информационном вакууме, заполнявшемся непроверенной, а то и ложной информацией, которая активно перепечатывалась. Если не ясно, как поступать, как идут события – поступай по закону, то есть освещай объективно, не покупайся на непроверенное. Это должно быть законом для СМИ, подчеркнул он.

Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев убежден, что следует разработать новый кодекс этики журналиста, учитывающий современные реалии, огромный поток информации, в том числе и неточной, из множества источников.

Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Игорь Потоцкий заявил, что комитет намерен в первую очередь определиться с тем, что же такое деловые СМИ. Вроде бы понятное словосочетание, но неопределенное. Это орган СМИ, близкий к отраслевым изданиям, или нет? Или, если большая газета заметную часть своих площадей постоянно уделяет экономическим проблемам – это тоже деловое СМИ? А что такое аудитория деловых СМИ? Четких определений нет, как нет и определения, что такое вещание. Без четких определений нет и четкого понимания, как развиваться дальше.

Шеф-редактор газеты «Бизнес-класс Архангельск» Алексей Липницкий, рассуждая о равнобедренном треугольнике, стороны которого – власть, общество, бизнес, отметил, что негосударственным СМИ не следует ни прижиматься к власти, ни вступать в слишком близкий контакт с бизнесом, ни делать ставку на близость к обществу как таковому. Любой «перегиб» на любом направлении немедленно скажется на позиции и самостоятельности СМИ.

Поддержав коллегу, главный редактор журнала «Бизнес и Власть» (Вологда) Александр Мальцев заметил, что, занимая такую позицию, очень нелегко наладить диалог, но – необходимо, потому что только так можно завоевать авторитет и аудиторию.

Труднее всего бывает достучаться к читателю с серьезными  материалами, да и готовить их труднее, чем развлекательные материалы, заявила главный редактор ИД «Сфера» (Санкт-Петербург) Светлана Клепикова, но надо не потрафлять вкусам аудитории, а в определенной степени и воспитывать ее, быть мостом между властью, бизнесом, обществом. «Сфера» начинала с одного издания, а сейчас издает семь отраслевых журналов.

По мнению главного редактора газеты «Малый бизнес» (Москва) Алексея Синельникова, надо искать новые направления; газета, например, проводит семинары, лекции и т.д., и это помогает держаться на плаву, зарабатывать и работать.

Очень часто к прессе обращаются с требованием быть более ответственной, но при этом забывают о собственной ответственности,  считает генеральный директор ООО «ФестМедиаИнвест» Федор Щербаков. «Зона ответственности» власти по отношению ко СМИ – предоставление полной информации, но попробуйте ее, если она не хвалебная, получить! От прессы требуют ответственности, а себе оставляют право оценивать ее действия. Удобная, но, мягко говоря, неверная позиция. Федор Щербаков также особо подчеркнул, что  «регионалам» тяжело получить серьезную рекламу – так устроен рынок. И здесь очень легко попасть в зависимость от властей или бизнеса. Проблема серьезная, решить ее тяжело. А Роскомнадзор нередко проводит невнятную политику, одно и то же то разрешает, то запрещает. Здесь явная недоработка в сфере регулирования.

Татьяна Иванова, главный редактор газеты «Экономика и жизнь», продолжила тему, напомнив о Российском авторском обществе, частной организации, которая, не будучи госструктурой, а, только получив от государства разрешение на свою деятельность, ведет часто непонятную политику, направленную на получение прибыли.

Валерий Скруг – депутат Госдумы, а совсем недавно – президент Белгородской ТПП, ведущий совместного с областным телевидением проект «Деловая схватка. С Валерием Скругом» считает, что надо провести парламентские слушания по проблемам регулирования СМИ. Это будет правильно, подчеркнул он, и предложил организаторам конкурса подготовить соответствующее обращение в Госдуму.

Автор и режиссер совместно проекта ТПП г.Тольятти и ООО «Лада-медиа» Елена Кузнецова рассказала о своей работе, о программе, герои которой – люди, умеющие думать нестандартно, заглядывающие лет на 30 вперед, для которых прибыль – прежде всего средство для дальнейшей работы.

Анатолий Хвостиков, заместитель председателя Правления банка «Международный финансовый клуб», многолетнего партнера конкурса, отметил: деловая пресса реально помогает оценить риски и перспективы. В последнее время заметно больше стало  журналистов, которые могут выступать в качестве серьезных экспертов в отдельных сегментах экономической жизни. Он сослался на собственный пример: во время подготовки стратегии развития компании на несколько лет вперед пришлось перевернуть гору деловой прессы. Это было полезно и нужно, отметил он, добавив, что ожидает появления новых суперпрофессионалов, которые очень нужны на рынке.

Форум деловых СМИ завершился торжественной церемонией награждения победителей XXIV Всероссийского конкурса журналистов «Экономическое возрождение России».

Отметив, что труд и смелость – это одни из главных составляющих в работе экономического журналиста, которому нередко приходится противостоять и нечестному чиновнику, и нечестному бизнесмену, Президент ТПП РФ Сергей Катырин в приветственном слове сообщил: церемония награждения проходит уже в двадцать четвертый раз, то есть ТПП РФ стала проводить конкурс вскоре после своего образования в 1991 году. Это говорит о  том, насколько важна для Палаты работа со СМИ. Конкурс с каждый годом становится все значимее, а конкурсные работы – качественнее и глубже.

Генеральный директор МИА «Россия сегодня» Дмитрий Киселев в приветственном слове отметил, что впереди – новый этап развития экономики страны. Для того чтобы двигаться дальше, нужны единомышленники, а собрать единомышленников без деловых СМИ невозможно.

Награды победителям вручили Сергей Катырин, Дмитрий Киселев, а также председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев, член Совета Федерации Алексей Пушков, декан факультета журналистики МГУ им. Ломоносова Елена Вартанова, председатель Правления банка «Международный финансовый клуб» Игорь Антонов, первый заместитель генерального директора АО «Экспоцентр» Николай Гусев, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций Игорь Потоцкий, главный редактор региональных программ телекомпании «Общественное телевидение России» Сергей Ломакин, вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев, директор Центра по связям с общественностью и СМИ ТПП РФ Александр Шкирандо, депутат Госдумы Валерий Скруг.

Очередной конкурсный год порадовал не только количеством поданных заявок, но и их качеством. В конкурсе журналистов «Экономическое возрождение России» приняли участие более 60 торгово-промышленных палат, приславшие заявки из 124 городов и муниципальных образований. Всего более 300 заявок поступило на федеральный этап конкурса в этом году.

Победители конкурса определены в номинациях: «Лучшие региональные СМИ (газеты и журналы, информационные агентства, теле- и радиокомпании, интернет-издания), «Лучшие индивидуальные публикации в печатных изданиях, материалах информационных агентств, теле- и радиопрограммы», «Отраслевые СМИ (журналы, телепрограммы, интернет-издания)», «Успешный старт».

Пресс-служба ТПП РФ, А.Бондарь

Фотогалерея

Игорь Потоцкий: в первую очередь надо определиться с тем, что же такое деловые СМИ
Игорь Потоцкий: в первую очередь надо определиться с тем, что же такое деловые СМИ
Игорь Потоцкий: в первую очередь надо определиться с тем, что же такое деловые СМИ
Игорь Потоцкий: в первую очередь надо определиться с тем, что же такое деловые СМИ
Игорь Потоцкий: в первую очередь надо определиться с тем, что же такое деловые СМИ
Игорь Потоцкий: в первую очередь надо определиться с тем, что же такое деловые СМИ

Публикации по теме

Теги: журналистика, Экономическое возрождение России
Календарь

Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс